04.03.2019 «Судебная практика и законодательство: ответственность за неоприходование наличности»

неоприходование_наличности_ucnk

04.03.19

В рамках дела № 813/3701/16 (административное производство №К/9901/36570/18) 05.02.2019 г. ВСУ исследовал вопрос относительно правовых основ применения РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг (правовые нормы регулирует Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 года №265/95-ВР).

 

Напомним суть трех понятий: фискальный отчетный чек, дневной отчет, книга учета расчетных операций (ст. 2 вышеупомянутого Закона).

Фискальный отчетный чек – документ установленной формы, напечатанный регистратором расчетных операций (далее – РРО), содержащий данные дневного отчета, во время печатания которого информация об объеме выполненных расчетных операций заносится в фискальную память.

 

Таким образом, предпосылка печати фискального отчетного чека – рабочий режим РРО и проведение по нему расчетных операций. Если РРО на протяжении дня не начинал свою работу – фискальный отчетный чек не может быть распечатан.

Дневной отчет – документ установленной формы, напечатанный РРО, содержащий информацию о дневных итогах расчетных операций, проведенных с его применением.

Книга учета расчетных операций – прошнурованная и должным образом зарегистрированная в органах доходов и сборов книга, содержащая ежедневные отчеты, которые составляются на основании соответствующих расчетных документов относительно движения наличных средств, товаров или услуг.

 

Каким образом осуществляют наличные расчеты предприятия?

  • Через кассу как за счет наличной выручки, так и за счет средств, полученных из банков;
  • Путем перевода наличности для уплаты соответствующих платежей.

Вся наличность, поступающая в кассы, должна своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходоваться. В случае проведения наличных расчетов с применением РРО или использованием РК, оприходованием наличности является осуществление учета указанных наличных средств в полной сумме их фактических поступлений в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК). Оприходуемые суммы наличных должны соответствовать суммам, определенным в кассовых (расчетных) документах.

 

Какая ответственность предусмотрена за неоприходование наличности?

Абзацем третьим ст. 1 Указа №436/95 установлено – в случае нарушения следующими категориями лиц:

  • юридическими лицами всех форм собственности;
  • физическими лицами – гражданами Украины;
  • иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской деятельности;
  • постоянными представительствами нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность

норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, которые устанавливаются НБУ – применяются финансовые санкции в виде штрафа, в частности за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование в кассах наличности – в пятикратном размере неоприходованной суммы.

В случае проведения наличных расчетов с применением РРО или использованием РК оприходованием наличности является совокупность следующих действий:

  •  фиксация полной суммы фактических поступлений наличности в фискальных отчетных чеках РРО (данных РК);
  • отражение на их основании наличности в КУРО.

 

За их невыполнение предусмотрена ответственность (абзац третий статьи 1 Указа №436/95).

 

Какая позиция ВСУ в данном вопросе?

Аналогичная позиция была высказана в постановлениях:

  • от 11 декабря 2012 года (дело № 21-400а12);
  • от 04 ноября 2015 года (дело № 825/554/15-а);
  • от 31 июля 2018 года (дело № 813/2229/17);
  • от 17 декабря 2018 года (дело № 810/3811/17).

 

Что определяет НКУ?

Ч. 1 п. 1.1 ст. 1 НКУ устанавливает, что НКУ регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, определяет:

  •  исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине;
  • порядок их администрирования;
  • плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности;
  • компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при администрировании налогов;
  • ответственность за нарушение налогового законодательства.

 

 

Какая ответственность предусмотрена Законом?

Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» предусмотрена ответственность субъектов хозяйствования за нарушение требований Закона с исчерпывающим перечнем нарушений, за которые предусмотрены финансовые санкции, в котором отсутствует такое нарушение, как неоприходование в кассах наличности, следовательно, не установлена ответственность за это.

 

Какая ответственность предусмотрена Указом?

Указом от 12.06.1995 № 436/95 «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регуляции оборота наличности» (далее – Указ) урегулирован вопрос ответственности субъектов хозяйствования за неоприходование в кассах наличности. Так, абзацем 3 ст. 1 установлен штраф в пятикратном размере неоприходованной суммы за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование в кассах наличности.

Несмотря на изменения, которые вносились в Указ, правовое регулирование ответственности и размер штрафа за неоприходование наличности не изменились.

Следовательно, отношения ответственности субъектов хозяйствования за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование в кассах наличности не урегулированы Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», принятым позже, чем издан Указ.

 

Можно ли опираться в данном вопросе только на Указ Президента?

08.06.1995 г. между ВРУ и Президентом Украины подписан Конституционный Договор №1к/95-ВР об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины. Статья 25 предусматривает, что Президент Украины в пределах полномочий издает указы и распоряжения, которые являются обязательными для выполнения на всей территории Украины. Президент Украины издает указы по вопросам экономической реформы, не урегулированным действующим законодательством Украины, которые действуют до принятия соответствующих законов.

 

Таким образом Указы Президента Украины по вопросам экономической реформы, не урегулированным действующим на то время законодательством Украины, выданные в соответствии с Конституционным Договором, являются обязательными для выполнения на всей территории Украины до принятия соответствующих законов.

12.06.1995 г. Президент Украины издал Указ №436/95, которым урегулировал вопросы ответственности субъектов хозяйствования за неоприходование в кассах наличности.

 

Цели Указа:

  • улучшение состояния наличного обращения;
  • определение единых подходов к установлению ответственности за нарушение субъектами предпринимательской деятельности норм по регулированию обращения наличности и предотвращению злоупотреблений при осуществлении операций с наличностью, сокрытию доходов.

 

В то же время разделом V Закона №265, так же как и положениями других законов Украины, не определена ответственность за неоприходование (неполное и/или несвоевременное) оприходование в кассах наличности.

С принятием Конституции Украины 1996 года Указ №436/95 отменен не был. На время возникновения спорных отношений законодателем не принято каких-либо других законов, сфера действия которых охватывала бы отношения, регламентированные Указом №436/95.

 

Какая позиция ВСУ в данном вопросе?

ВСУ признает, что применение к субъектам хозяйствования штрафных (финансовых) санкций на основании абз. 3 ст.1 Указа №436/95 является правомерным, что было закреплено в постановлениях:

 

  • от 02.04.2013 г. по делу №21-77а13;
  • от 10.09.2013 г. по делу № 21-190а13
  • от 12.06.2018 г. по делу №826/8121/16 (административное производство №К/9901/47141/18);
  • от 13.12.2018 г. в деле №824/966/17-а (административное производство №К/9901/58927/18).

 

Положения части второй статьи 250 ХКУ следует понимать таким образом, что действие части первой указанной статьи не распространяется на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены в том числе вышеупомянутым Указом Президента Украины, который имеет юридическую силу Закона, контроль над соблюдением которого возложен на фискальные органы.

 

ВСУ указывает, что предельные сроки применения штрафных (финансовых) санкций (штрафов) к плательщикам налогов регламентированы статьей 114 НКУ и установлено их соответствие срокам давности для начисления налоговых обязательств, определенных статьей 102 НКУ:

  • постановление ВСУ от 13 ноября 2018 года в деле № 803/680/16, административное производство № К/9901/25982/18 (ЄДРСРУ № 77860309);
  • постановление ВСУ от 05 ноября 2018 года в деле № 803/780/17, административное производство № К/9901/40827/18 (ЄДРСРУ № 77749439);
  • постановление ВСУ от 12 июня 2018 года по делу № 826/8121/16, административное производство № К/9901/47141/18 (ЕГРСРУ № 74672170).

 

Основано на материалах Ліга. Блоки

Навчальний центр податкових консультантів