04.05.2020 «Налоговая роботизация: как внедрить с пользой новые технологии?»

u

04.05.20

 

Роботизация

85% крупных компаний не имеют автоматизированного процесса составления налоговой отчетности, а 75% – теряют половину своего рабочего времени на трансформацию налоговых данных для последующей работы с ними.

Одна из главных задач диджитализации налоговой функции — автоматизация базовых рутинных процессов, которая может достигаться с использованием алгоритмов Robotic Process Automation (RPA). RPA– это применение программы, которая повторяет действия человека и соединяет несколько разных систем без изменения текущей ИТ-инфраструктуры. RPA значительно повышает скорость работы, точность, качество, объем обработанной информации и позволяет избежать механических ошибок.

 

Блокчейн

Блокчейн – цифровой журнал, который использует программные алгоритмы для записи и подтверждения (верификации) транзакций с высокой степенью надежности и защиты информации.

Блокчейн-технологии уже внедряются для подтверждения «законности» прав на налоговый кредит или обязательства по НДС, а также для идентификации места поставки товаров или услуг. С помощью блокчейн достаточно легко рассчитывать и фиксировать, прибыль каждой стороны сделки между связанными лицами в реальном времени, что значительно упрощает анализ трансфертного ценообразования.

Блокчейн уже начали применять для квалификации наличия постоянных представительств (permanent establishment или PE). А некоторые страны (такие как Китай и Великобритания) активно внедряют блокчейн-технологии для формирования сети «цифровых счетов», то есть всех инвойсов по всем операциям всех налогоплательщиков в стране, что позволит значительно упростить анализ налоговых рисков.

 

Искусственный интеллект (АИ)

AI – способность машин познавать свое окружение и выполнять задания, которые, как правило, требуют привлечения человеческого интеллекта и сознания. AI способен чувствовать, думать и действовать в способ, который значительно превосходит возможности человека.

Способность искусственного интеллекта чувствовать характеризуется пониманием печатного текста (например, получения необходимой тематической налоговой информации из больших неструктурированных массивов), понимание устной речи через трансформацию ее в текст; машинное «зрение» (например, поиск необходимой информации в отсканированных документах, таких как налоговые накладные или отчетные формы).

Способность думать AI характеризуется статистическими моделями, которые автоматически находят закономерности в данных и могут быть использованы для прогнозирования следующих шагов.

И, наконец, свойство действовать проявляется в упомянутом выше RPA, когнитивной автоматизации (возможность качественно оценивать степень и вероятность, а не только размер налоговых рисков), глубоком мышлении (способность выбирать необходимую налоговую информацию из набора больших данных, которая базируется на понимании контекста поставленного вопроса).

Но самым важным свойством AI является умение учиться и постоянно совершенствоваться, учитывая новый опыт. Например, модели AI могут классифицировать и рассчитывать корректировки (налоговые разницы) к промежуточной бухгалтерской отчетности, учитывая опыт всех прошлых периодов внутри компании и даже в других организациях.

 

Где уже внедряются АИ-модели?

  • нейронные сети для определения налоговых обязательств и налогового кредита с налога на добавленную стоимость (НДС);
  • выявление аномалий в транзакционных данных с целью оптимизации таможенной стоимости и НДС;
    интеллектуальный анализ содержания информации для «умного» распределения налоговых запросов в рамках процессов работы налоговых органов;
  • анализ чувствительности между связанными, но разнонаправленными налоговыми направлениям (трансфертное ценообразование, НДС и таможенные платежи) для выбора наиболее выгодных условий транзакций;
  • визуализация потоков товаров и инвойсов для построения интерактивной модели цепочки создания стоимости (value and supply chain);
  • нейронный перевод на другие языки специфических налоговых текстов (например, законодательств);
  • чат-боты, которые отвечают на различные налоговые вопросы в онлайн-режиме в естественной (присущей профессиональному консультанту) манере;
  • поиск структурированных аргументов и мыслей в позициях сторон в рамках налоговых споров в текстах судебных решений;
  • роботизированный процесс заполнения налоговых деклараций;
  • когнитивный бенчмаркинг для трансфертного ценообразования;
  • рекомендательные системы, действующие в режиме обратной связи и предоставляющие регулярные рекомендации по улучшению налоговой функции, основываясь на постоянной оценке установленных параметров (KPI).

Относительно украинских реалий, то пока что технологические тренды обходят национальную налоговую практику по крайней мере на уровне государства. В любом случае было бы интересно увидеть реальную цифровую стратегию с четкими дедлайнами от Минфина и ГНС.

SBR

Навчальний центр податкових консультантів