15.10.2019 «6 новаций РРО: бизнес спрашивает – Минфин отвечает»

Чиновники_бизнес_РРО

15.10.19

7 октября 2019 г. состоялась встреча руководства Минфина и ГНСУ с представителями бизнеса.

 

Что вынесли на повестку дня?

Аспекты внедрения принятого ВРУ Закона о внесении изменений в Закон Украины «О применении РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг» относительно детенизации расчетов в сфере торговли и услуг (законопроект № 1053-1 от 06.09.2019 г.), далее – законопроект.

Вашему вниманию 6 ключевых вопросов от представителей бизнеса, на которые отвечали государственные чиновники.

 

№1. Вопрос от бизнеса:

«Законом предусмотрены обязанности продавца по составлению отчетности по РРО. Усиливается ли административная нагрузка на продавцов и вводится ли дополнительная ответственность за нарушение требования?».

 

Ответ:

Новую отчетность по применению РРО законопроект не вводит (ни для программных, ни для классических РРО), а значит никакой дополнительной административной нагрузки для продавцов законодательные изменения не создают.

Но! Под термин «отчетность» в контексте Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» подпадают «фискальные отчетные чеки».

Здесь позиция Минфина и ГНСУ однозначная: штрафов за несоздание фискальных отчетных чеков программными РРО не должно быть, ведь механизм «фискализации» по ним совсем другой. Минфин подготовит соответствующее разъяснение.

 

№ 2. Вопрос от бизнеса:

«Зачем нужен фискальный отчетный чек (Z-отчет) для программных РРО?».

 

Ответ:

«Штрафа за отсутствие Z-отчета не должно быть. В концепции программных РРО Z-отчет всё же нужен, ведь с его помощью продавец удостоверяет, что все без исключения расчетные операции, которые он совершил в течение рабочего дня, прошли через программный РРО.

На практике это не будет создавать неудобств или дополнительных обязанностей для налогоплательщика, не нужно будет ждать «до ночи», чтобы сформировать отчет. Обмен информацией между ГНСУ и налогоплательщиком будет решен настройками работы фискального сервера и техническими требованиями к программным РРО. Эти требования обязательно будут вынесены ДПС на публичные обсуждения с экспертами, Ай-ти специалистами, бизнесом.

 

№ 3. Вопрос от бизнеса:

«Будет ли штраф за нарушение формирование контрольной ленты в программном РРО?»

 

Ответ:

В законопроекте контрольная лента для РРО предусмотрена для режима «офф-лайн», и она исключительно электронная. Без этого элемента невозможен контроль за последовательностью чеков, созданными в таком особом режиме работы.

Как и в случае с Z-отчетами, для программных РРО механизм формирования ленты будет прописан в технических требованиях. Он не потребует дополнительных действий от налогоплательщиков.

 

№ 4. Вопрос от бизнеса:

«Почему остается штраф за несоответствие суммы наличности на месте проведения расчетов?»

 

Ответ:

Речь идет о штрафе за несоответствие на месте проведения расчетов суммы наличных средств, указанной в дневном отчете, более чем на 10% размера мин. з/п. Ответственность за нарушение предусмотрена в действующей редакции Закона о РРО.

Штраф не коснется налогоплательщиков, которые будут применять программные РРО, где фискализация осуществляется на сервере ГНСУ.

 

№ 5. Вопрос от бизнеса:

«Как выполнить требования Закона относительно предварительного программирования товаров в РРО?».

 

Ответ:

Требуется техническое решение, которое позволит автоматизировать такое программирование для всех продавцов, в том числе частных предпринимателей (то есть оно должно быть удобным и универсальным). Это общая задача Минфина и ГНС, которая будет выполнена при разработке бесплатного решения для программного РРО.

 

№ 6. Вопрос от бизнеса:

«Применение программных РРО для программно-технических комплексов самообслуживания – как учесть специфику?»

 

Ответ:

Специфика ПКТС хорошо известна: в таком аппарате нет «человека-кассира», который бы мог удостоверять фискальный чек своей электронной подписью, есть некоторые другие важные нюансы.

Участники встречи согласились с тем, что законопроект в предложенной редакции не мешает найти техническое решение для ПКТС, которое позволит их операторам оставаться в правовом поле.

 

По материалам Минфина

Навчальний центр податкових консультантів