17.01.2019 «Налоговая проверка без ознакомления с приказом о ее проведении: судебная практика»

Налоговая_проверка

17.01.19

НКУ определены условия и порядок принятия контролирующими органами решений о проведении проверок. Их соблюдение – основание принятия приказа о проведении проверки.

 

Судебная практика свидетельствует о том, что с приказом о проверке, сведениями о дате ее начала и месте проведения плательщик должен быть ознакомлен в установленный законом способ до ее начала.

 

В постановлениях ВСУ № 21-425а14 от 27.01.2015 г., № 826/5689/13 от 09.02.2016 и от 16.02.2016 г. по делу № 826/12651/14 содержится вывод о том, что невыполнение требований в частности п. 79.2 ст. 79 НКУ приводит к признанию проверки незаконной и отсутствии правовых последствий такой.

 

Таким образом, в случае признания проверки незаконной, она отсутствует как юридический факт, что исключает наличие у налогового органа компетенции на принятие налогового уведомления-решения. Исходя из этого, выводы акта проверки, признанной противоправной, не должны оцениваться судом. Налоговые уведомления-решения являются противоправными и подлежат отмене в силу незаконности налоговой проверки и отсутствие правовых последствий такой.

 

Какая позиция ВСУ?

 Нижеследующие производства подтверждают позицию ВСУ.

  • От 17.01.2018 г. производство № К/9901/1895/18 по делу №1570/7146/12 (ЄДРСРУ № 71692623);
  • От 16.01.2018 г. по делам № 2а/1570/4582/11, производства № К/9901/924/18 (ЄДРСРУ № 71630461) и № 826/442/13-а, производства № К/9901/898/18 (ЄДРСРУ № 71630409).

Пунктом 79.1 ст. 79 НКУ определено, что документальная невыездная проверка осуществляется в случае принятия руководителем органа государственной налоговой службы решения о ее проведении и при наличии обстоятельств для проведения документальной проверки, определенных ст. 77 и 78 НКУ.

 

Предписанием п. 79.2 ст. 79 определено, что:

  • документальная внеплановая невыездная проверка проводится должностными лицами органа государственной налоговой службы исключительно на основании решения руководителя органа государственной налоговой службы, оформленного приказом;
  • при условии направления плательщику налогов заказным письмом с уведомлением о вручении или вручения ему или его уполномоченному представителю под расписку копии приказа о проведении документальной внеплановой невыездной проверки и письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Сам вид проверки (внеплановая невыездная), без предоставления налогоплательщиком документальных подтверждений реальности осуществления им хозяйственных операций, лишает контролирующий орган возможности объективно осуществить анализ первичных документов и прийти к обоснованных выводам в отношении налогового правонарушения налогоплательщиком.

 

Проверка – способ реализации властных управленческих функций налоговым органом как субъектом властных полномочий, который обязан действовать на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренный Конституцией и Законами Украины. Только соблюдение условий и порядка принятия контролирующими органами решений о проведении проверок может быть надлежащим основанием приказа о проведении проверки.

С приказом о проверке, сведениями о дате ее начала и месте проведения плательщик должен быть ознакомлен в установленный законом способ до ее начала.

 

К чему приводит невыполнение требований п. 79.2 ст. 79 НКУ?

К признанию проверки незаконной и отсутствии правовых последствий такой (подтверждается решением коллегии судей Судебной палаты в административных делах ВСУ в постановлении от 27.01.2015 г. по делу № 21-425а14).

Акт проверки, полученный в результате документальной невыездной проверки, является ненадлежащим доказательством, исходя из положений процессуального принципа допустимости доказательств, закрепленных ч. 2 ст. 74 КАСУ, согласно которой обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться другими средствами доказывания.

 

Какой вывод?

Налоговое уведомление-решение, принятое на основании незаконной проверки не может считаться правомерным и подлежит отмене.

Основано на материалах источника ПОРАДИ ЮРИСТА

Навчальний центр податкових консультантів