08.11.2016 Либерализация системы государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности

666666666

08.11.16

Учебный центр подготовки налоговых консультантов, главной миссией и основной целью которого является развитие налогового консультирования, направлен также на становление и развитие налоговой культуры в Украине, и поддержание отечественного бизнеса.

Через обучение, публикации, аналитические обзоры и культурно-массовые мероприятия, Учебный центр подготовки налоговых консультантов стремится к подготовке экспертов по налоговым вопросам для защиты интересов бизнеса при осуществлении ними текущей хозяйственной деятельности.

Сегодня речь пойдет о принятых ВРУ 3 ноября текущего года, трёх законопроектах, относительно либерализации системы государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности.

Так, ПЕРВЫЙ ЗАКОНОПРОЕКТ № 2418а о внесении изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» предусматривает:

  • закрепление презумпции правомерности поведения субъекта хозяйствования (по аналогии с презумпцией правомерности решений налогоплательщика, закреплённой в статье 4 НКУ);
  • недопущение установления плановых показателей или любого другого планирования в привлечении субъектов хозяйствования к ответственности; планирование мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) исключительно на летний период с отменой квартальных планов и установление запрета на их изменение;
  • конкретизацию и сужение оснований для осуществления внеплановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля), установление порядка уведомления субъекта хозяйствования о проведении такого мероприятия;
  • расширение объёма прав субъектов хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля), в частности, расширение оснований для отказа в допуске должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению государственного надзора (контроля) и предоставления права требовать прекращения осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) при превышении максимальных сроков его проведения;
  • освобождение субъекта хозяйствования, должностных лиц субъекта хозяйствования – юридического лица от ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении деятельности субъекта хозяйствования;
  • расширение положений относительно консультативной поддержки субъектов органам государственного надзора (контроля);
  • расширение прав общественных объединений по представительству и защите прав субъектов хозяйствования в сфере государственного надзора (контроля);
  • плановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются органом государственного надзора (контроля) над деятельностью субъектов хозяйствования, которая отнесена:
  • к высокой степени риска – не чаще одного раза в два года;
  • к средней степени риска – не чаще одного раза в три года;
  • к незначительной степени риска – не чаще одного раза в пять лет.
  • продолжительность плановых проверок не может превышать 10 дней для крупных компаний и 5 дней для малого бизнеса. Все плановые проверки не могут продолжаться более 30 рабочих дней (крупный бизнес) и 15 рабочих дней (малый бизнес).

Действие данного Закона не распространяется на отношения, возникающие во время осуществления мероприятий валютного и таможенного контролей, государственного экспортного контроля, контроля над соблюдением бюджетного законодательства, банковского надзора, государственного контроля над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции.

ВТОРЫМ ЗАКОНОПРОЕКТОМ № 2531а «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства в сфере государственного надзора (контроля)» предусматривается установление единого порядка взыскания административно-хозяйственных санкций, которые применяются органами государственного надзора (контроля) по фактам установленных нарушений.

ТРЕТИМ ЗАКОНОПРОЕКТОМ № 3153 «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», предусмотрено установить до 31 декабря 2017 года мораторий на проведение органами государственного надзора (контроля) плановых мероприятий по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности.

Так, до 31 декабря 2017 года внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются органами государственного надзора (контроля):

1) по основанию, предусмотренному частью второй этой статьи (по согласованию центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную регуляторную политику, политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, лицензирования и разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности и дерегуляции хозяйственной деятельности (далее – Государственная регуляторная служба));

2) по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

3) по решению суда;

4) в случае наступления аварии, смерти пострадавшего в результате несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Внеплановое мероприятие государственного надзора (контроля) на основании обоснованного обращения физического лица о нарушении субъектом хозяйствования её законных прав проводится органом государственного надзора (контроля) по согласованию Государственной регуляторной службы (ГРС).

Законом также установлено, что ГРС обязана до начала проведения органами государственного надзора (контроля) мероприятий государственного надзора (контроля) обнародовать на своем официальном веб-сайте согласование на проведение таких мероприятий, без которого их проведение запрещается.

Законы приняты с внесением необходимых технико-юридических поправок, но, к сожалению, окончательные варианты документов пока не обнародованы.

Навчальний центр податкових консультантів