02.07.2018 «Грамотная защита: основания для фактической налоговой проверки. Судебная практика»

ucnk

02.07.18

Фактическая проверка в 99,9% случаях – абсолютная неожиданность для плательщика налога, ведь согласно пункту 80.1 НКУ она осуществляется без предварительного предупреждения налогоплательщика.

 

Главное отличие фактической проверки от документальной внеплановой в том, что при назначении последней НКУ предусматривает направление в адрес плательщика письменного запроса, что для предприятия является «знаком внимания» со стороны фискалов и возможностью подготовиться к визиту нежданных гостей.

С фактическими проверками все произойдет быстрее, а времени для подготовки не будет.

 

На основании чего проводится фактическая проверка?

На основании решения руководителя (заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом. Копия приказа вручается налогоплательщику, либо уполномоченному представителю, либо лицам, которые фактически проводят расчетные операции под расписку.

 

Наиболее распространённое основание для фактических проверок.

Положение подпункта 80.2.5 НКУ содержит «стандартизированную» норму (фактически на все случаи), согласно которой фискалы имеют право назначать фактическую проверку в случае наличия или получения в установленном законодательством порядке информации о нарушениях требований законодательства в части:

  • Производства, учета, хранения, транспортировки спирта, алкогольных напитков и табачных изделий;
  • Целевого использования спирта налогоплательщиками;
  • Осуществление функций, определенных законодательством в сфере производства и оборота спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, а также топлива.

 

Фактически единственное условие назначения проверки – это существование определенной информации, в рамках которой фискальный орган принимает приказ о назначении проверки.

В рамках таких действий фискальных органов сложилась определенная практика (допуска к проверке с последующим обжалованием приказа на проверку, обжалования решения о назначении проверки по ее результатам) суда кассационной инстанции.

 

Судебная практика

Постановления ВСУ:

  1. от 30.01.2018 г. № К/9901/2043/17 (№ 821/1957/16)
  2. от 18.05.2018 г. № К/9901/46814/18 (№ 813/3977/16)

отмечают, что контролирующим органом:

  • не указано, какая информация им была получена о нарушениях со стороны налогоплательщика;
  • когда и кем информация была предоставлена;
  • не предоставлены доказательства получения информации/обращения;
  • ответчиком не предоставлены доказательства наличия оснований для проведения проверки истца, определенных статьей 80 НКУ;
  • фактический контроль не может быть безграничным во времени назначения и проведения фактической проверки;
  • в приказе отсутствуют ссылки на основания назначения проверки, кроме стандартной ссылки на нормы, регулирующие назначения проверки.

 

Есть основания полагать, что приказов о назначении фактических проверок поубавится, ведь суд указал на необходимость отображения в решениях о назначении фактической проверки более конкретных оснований, доказательств и «чистоты» информации, получение которой стало предпосылкой для назначения контролирующим органом фактической проверки.

 

Учебный центр налоговых консультантов публикует для Вас наиболее свежую и актуальную информацию в области юриспруденции, налогообложения и бухгалтерии. Оставайтесь в курсе современных тенденций и будьте профессионалами своего дела!

Навчальний центр податкових консультантів